Этапы развития любой коммерческой организации в чем-то похожи на жизненный путь человека. По мере «возмужания», приходится решать все более усложняющиеся задачи. Прежде всего, в процессе роста компании, будь то торговая фирма, туристическое агентство или дизайнерская студия, должны изменяться принципы управления, подвергаться существенной коррекции система принятия решений и распределения обязанностей.

Надо сказать, изменения эти зачастую протекают трудно и болезненно. Такие проблемы реорганизации, которые можно с полным основанием назвать болезнями роста, особенно актуальны для российского малого бизнеса. Но, судя по тому, что немало отечественных компаний с многомиллионным оборотом сумели вырасти из крошечных фирмочек со штатом в несколько человек, с возникшими трудностями вполне можно справиться.

В ряду таких болезней роста одной из самых серьезных является желание сэкономить любыми способами. Зачастую это стремление приводит к тому, что выбираются самые бюджетные решения (например, для оснащения компании офисной техникой). Также нередко сотрудники в добровольно-принудительном порядке вынуждены брать на себя совсем не свойственные им обязанности. Такой подход оправдан в маленькой компании, работающей на пределе рентабельности, но становится малоэффективным при ее росте и очень скоро начинает мешать развитию.

Например, глава небольшой фирмы может с успехом выполнять функции отдела кадров (вести поиск сотрудников, проводить собеседования, выстаивать график отпусков и т.п.), пока штат не разрастется до нескольких десятков человек. Потом руководителю все же придется делегировать часть своих полномочий специалисту, иначе скоро все его рабочее время будет тратиться на решение только кадровых вопросов.

Точно также ведущий программист маленькой девелоперской компании может налаживать компьютерную технику и администрировать локальные сети (вряд ли получая вознаграждение за дополнительные трудозатраты). Но для сколько-нибудь крупной компании это нонсенс.

Таким образом, успех компании оказывается в прямой зависимости от умения руководства разграничить сферы ответственности и возложить обязанности на тех, кто справится с ними наилучшим образом.

Яндекс.Метрика